Импульсное управление частотой вращения двигателя
постоянного тока (ДПТ) применяется для получения устойчивой работы
при ползучих скоростях. В [1] отмечается, что использование комбинированного
управления позволяет улучшить эксплуатационные характеристики электропривода
(ЭП). В [2] приводится расчёт предельной длительности импульсов
для ДПТ независимого возбуждения (НВ). Однако исследование вопросов
устойчивости работы ДПТ при импульсном управлении в литературе освещены
недостаточно. В этой статье приводится условие расширения частотного
диапазона ЭП с ДПТ НВ с импульсным управлением и нагрузке типа сухое
трение.
Рассмотрим уравнение динамики ДПТ НВ при малой индуктивности якоря:
Lя = 0, согласно закону управления на рис. 1.
|
Jdw |
= MЭ
- Mс |
(1) |
|
dt |
Средняя величина момента, развиваемого ДПТ, определится:
MЭ·T
= M1· tи + M2· (T
- tи) |
(2) |
Где М1, М2 - моменты ДПТ, развиваемые в течение tи
и Т - tи соответственно; Т -
период следования импульсов; tи - длительность
импульса.
Из (2) при подстановке t = tи·T -1
- относительное время включения следует:
MЭ
= M1· t + M2· (1 - t) |
(3) |
Аналогично [3] М1 и М2 определяются из уравнений
механических характеристик ДПТ:
M1
= Mk1 |
1 - w |
(4) |
|
w01 |
M2
= Mk2 |
1 - w |
= - |
Mk1w |
(5) |
|
|
w02 |
w01a |
где Мк1, Мк2 - моменты короткого замыкания;
w01, w02 - частоты вращения холостого хода;
a = R1/R2.
Из (3) с учетом (4), (5) следует:
MЭ
= Mk1· t - |
wMk1· (t
+ (1 - t)) |
(6) |
|
w01a |
Из (2) с учетом (6) следует:
|
Jdw |
- |
Mk1· (t
+ (1 - t)) |
· w = Mk1· t
- Mc |
(7) |
|
|
dt |
w01a |
Пусть
где m = dMс/dw.
Тогда из (7) с учетом (8) получим:
|
Jdw |
- |
Mk1 |
м |
t
+ (1 - t) |
+ m |
ь |
· w = Mk1· t
- Mc |
(9) |
|
|
|
dt |
w01 |
о |
a |
ю |
Условие устойчивости состояния равновесия (СР):
|
Mk1 |
м |
t
+ (1 - t) |
ь |
+ m > 0 |
(10) |
|
|
w01 |
о |
a |
ю |
Условие устойчивости СР при непрерывном управлении ( t = 1):
|
Mk1 |
+ m > 0 |
(11) |
|
w01 |
Импульсный ЭП имеет больший запас устойчивости СР и, следовательно,
шире частотный диапазон при выполнении следующего условия:
|
Mk1 |
м |
t
+ (1 - t) |
ь |
+
m > |
Mk1н |
+ m |
(12) |
|
|
|
w01 |
о |
a |
ю |
w0н |
Учитывая, что:
|
Mk1 |
= |
Mk1н |
(13) |
|
|
w01 |
w0н |
Получим условие расширения частотного диапазона ЭП при импульсном
управлении:
|
t
+ (1 - t) |
> 1 |
(14) |
|
a
|
И следовательно:
Рис. 1. Графики изменения напряжения на якоре (Uя)
и частоты вращения вала ДПТ (w) при импульсном управлении.
Скобло М. Р., Яблоков Ю. А.
|