Доля потребления электроэнергии для бытовых нужд
населения постоянно растет и за 1996 - 1998 годы составила 9,2,
11,1 и 12,3 % соответственно от общего электропотребления по энергосистеме
при темпах роста от 8 до 15 % в год. Переход к рыночным отношениям
в энергетике и современные социально-экономические условия жизни
определяют необходимость разработки новых, более эффективных моделей
тарифных систем для бытовых потребителей, учитывающих множество
факторов (условия проживания, наличие льгот, уровень доходов и т.д.).
Социальная ориентированность тарифной системы достигается
применением обратных по объемам электропотребления ступенчатых тарифов
[1]. В качестве критерия социальной справедливости в [2] предложено
выбрать равный относительный размер платы за электроэнергию в совокупном
семейном бюджете. При этом цена единицы потребляемого абонентами
1 кВт·ч электроэнергии становится разной, что допустимо на этапе
перехода к рынку при резком социально-экономическом расслоении общества.
Введение в Нижегородской в 1997 - 1999 годах такого
тарифа привело к уменьшению денежных поступлений от населения, что
вызвало резко отрицательную реакцию руководства и финансово-экономических
служб АО-энерго. Проведенный анализ показал, что это связано с несколькими
причинами: принятые границы разрядов тарифа не соответствовали расчётным;
ступенчатый характер тарифных ставок провоцировал абонента искажать
записи показаний счетчика на границах разрядов; внесение платы за
электроэнергию было возможно более одного раза в месяц; отсутствовал
контроль за фактическим электропотреблением. Однако такой результат
не означает непригодность дифференцированных по объемам электропотребления
тарифов вообще, а свидетельствует лишь о недостатках их реализации,
устранение большей части которых возможно за счет перехода к использованию
непрерывной шкалы тарифных ставок [3], налаживания четкой системы
контроля лицевых счетов и платежей абонентов и ряда других организационных
мероприятий. Для их обоснования потребовалось провести дополнительные
исследования объемов месячного электропотребления разных категорий
населения с использованием базы данных ОП «Энергосбыт» по лицевым
счетам и платежам бытовых абонентов. Результаты анализа выборочной
информации, занесенной в эту базу показали, что несмотря на большое
количество полей в ее структуре, практически невозможно получить
точную и объективную информацию о фактическом электропотреблении
и правильности платежей конкретных абонентов и отдельных категорий
населения в течение расчетного периода. Для получения таких данных
предлагаются специальные методы усреднения расчетных величин, на
основании которых появляется возможность построения гистограммы
распределения объемов месячного электропотребления разных категорий
населения. Наилучшее приближение при этом дают логарифмически нормальное
и гамма-распределение. Числовые характеристики и квантили их могут
быть использованы при расчетах тарифных ставок, дифференцированных
по объемам электропотребления.
Одной из наиболее сложных задач является выбор
основания для дифференциации ставок по разрядам ступенчатого тарифа.
Вследствие очевидной невозможности на современном этапе исследований
получения достоверной информации о доходах, эти соотношения предлагается
определять по одному из трех приближённых способов: пропорционально
вероятности попадания электропотребления в соответствующие разряды;
по соотношению объемов электроэнергии, потребляемой абонентами соответствующих
разрядов; методом экспертных оценок.
В целях уточнения реальных месячных показателей
электропотребления бытовыми абонентами, проживающими в разных условиях
(тип дома, этаж, количество комнат и постоянно проживающих в них,
общая площадь, тип плиты для приготовления пищи и др.) была разработана
анкета и проведен проверочный опрос относительно небольшой (около
100 человек) группы респондентов. Результаты его показали достаточно
высокую степень корреляционной зависимости электропотребления от
площади жилья - 0,194, количества проживающих - 0,247. Получена
оценка среднего электропотребления на одного проживающего - 36,8
кВт·ч/мес, что даже несколько ниже принятого в настоящее время социального
норматива.
На основании анализа нормативных документов и литературных
источников, а также проведенными исследованиями установлено, что
задачи создания моделей современных тарифных систем и разработки
научно обоснованных тарифных ставок для разных категорий населения
находятся на стадии развития. Наиболее актуально проведение специальных
исследований по вопросам, связанным с особенностями энергоиспользования
и электропотребления населением в современных условиях; возможностью
широкого использования тарифов для населения, дифференцированных
по времени суток и сезонам года; введения двухставочных тарифов;
автоматизацией учета бытовой нагрузки и электропотребления; контроля
своевременности оплаты; внедрения систем предоплаты.
Следует особо подчеркнуть, что вопросы установления
льгот по оплате электроэнергии и компенсации затрат энергосистеме
представляют отдельные социальную и правовую проблемы, решение которых
относится к компетенции соответствующих департаментов администрации
области.
ЛИТЕРАТУРА
- Анализ электропотребления и тарифов для бытовых потребителей
/ В.С. Орлов, Б.В. Папков, Е.П. Ершов, Л.Н. Копалов // Промышленная
энергетика. - 1997. - №6. - С.8-10.
- Кушнарев Ф.А. и др. Социально ориентированные тарифы на электроэнергию
для населения / Ф.А. Кушнарев, Д.Э. Подгорный, Ф.А. Дьяков //
Энергетик. - 1998. - №1. - С.7-9.
- Папков Б.В., Татаров Е.И. Методика расчета тарифов на электроэнергию
для населения // Энергоаудит и нормирование расходов энергоресурсов:
Сб. метод матер. - Н. Новгород, 1998. - С.235-258.
Автор: Папков Б.В., Осьминушкин А.В.
Источник: electro.nizhny.ru
|