Гиганты электроэнергетики решают вопросы электроснабжения
гигантов производства, оставляя без электричества отдаленные регионы
страны
Ни одна из сторон повседневной деятельности человека,
реализации его общественного назначения, призвания в промышленности
или сфере услуг, не могут быть осуществлены без полного и качественного
обеспечения электрической энергией. И здесь, ставя вопрос об энергетической
безопасности, зададимся вопросом: решена ли задача электрификации
России? Сводится ли эта задача к решению проблем энергетики в условиях,
когда развитые страны вступили в постиндустриальное общество?
Электрификация «по ГОЭЛРО»
Для системного решения этих вопросов необходимо вполне
осознанное освоение правящей элитой и понимание всем населением
действия некоторых объективных законов, характеризующих со второй
половины XX века общество у нас и за рубежом и опирающихся на новое,
так называемое ценологическое мировоззрение (от термина – ценоз,
то есть любое сообщество организмов, изделий, артефактов). Оно заключается
в утверждении, что для устойчивости и эффективности функционирования
сообщества чего бы то ни было необходимы не одинаковость, но определенное
разнообразие составляющих и определенное соотношение «крупное –
мелкое».
Тогда можно предложить ясную идею развития и существования
России в ХХI веке, подобную реформам Столыпина, Косыгина, концепции
индустриализации, которая опиралась на Государственный план электрификации,
принятый в 1920 г. (первый был выполнен к 1931 г., второй – к 1940
г.). Основными положениями ГОЭЛРО руководствовались все годы советской
власти, в частности и в период экстенсивного развития промышленности
(конец 50-х – начало 80-х годов), опираются на них по традиции и
сейчас.
Но состоялась ли электрификация «по ГОЭЛРО»? Напомним
основные принципы этого проекта: строительство социалистического
хозяйства по единому государственному плану при опережающем развитии
тяжелой промышленности; концентрация производства, сооружение промышленных
комбинатов-гигантов на базе энергетических центров; географическое
перемещение промышленности и строительства городов градообразующими
предприятиями; опережающее развитие электрификации при концентрации
мощностей и централизации электроснабжения.
Можно выделить три этапа реализации ГОЭЛРО. Первый
связан с созданием государственных ТЭЦ (ГРЭС) и ликвидацией кулачества
(с 1929 г. уничтожено до 1 млн. мельниц и частных источников электроэнергии
суммарной мощностью до 10 млн. кВт). Второй – со строительством
крупных электростанций, образованием ЕЭС, подключением колхозов
к государственным сетям, организацией каждым обкомом КПСС собственной
энергосистемы. Это привело к уничтожению до 6,6 тыс. электростанций
по 100–10 000 кВт (по стране – до 5 млн. кВт), к ликвидации сельской
интеллигенции (инженеры-электрики стали не нужны вместе с женами
– учителями и врачами). Появился термин «неперспективная деревня».
Под обязательство подвести электроэнергию к каждой
розетке, двигателю, коровнику энергосистемы получили право выдавать
каждому потребителю технические условия на присоединение, запрещать
потребителям сооружение собственных генерирующих мощностей. Результат
– полный монополизм электроэнергетики, несовместимый с рыночными
условиями, а потому с неизбежностью приведший к реструктуризации.
Каков итог? Сегодня большая часть территории страны
(и это видно из космоса) – без электричества. Это не только отдаленные
и северные районы (2/3 России – 9 млн. человек), но и поселения
Центра, Северо-Запада, Урала, Сибири, города и поселки, питающиеся
по одной ЛЭП (дважды после 1997 г. «гасился» даже Сочи).
Системы электроснабжения сельских районов напряжением
0,38–110 кВ имеют общую протяженность около 2,3 млн. км; в эксплуатации
около 500 тыс. трансформаторных пунктов 6–35/0,4 кВ. В процессе
их строительства, максимум которого пришелся на начало 1960-х годов,
осуществлялся курс на удешевление стоимости сетей. Фактические гололедно-ветровые
нагрузки во многих районах превышают те, на которые были рассчитаны
ЛЭП, а это вызывает массовые и продолжительные отключения. Техническое
состояние половины сельских сетей определяют как неудовлетворительное.
Протяженность сетей 6–10 кВ значительно больше оптимальной
длины 8–12 км (более 25 км – 13,3%, более 50 км – 2,2%). В еще большей
степени это относится к сетям 0,4 кВ. Поэтому надежность сельскохозяйственных
потребителей составляет сегодня 70–100 часов перерывов в электроснабжении
в год (в развитых странах – 7–10 ч/год), у 35% сельскохозяйственных
потребителей не обеспечивается напряжение, падающее вечерами до
190–200 В.
Без электрификации не видно путей быстрого решения
проблемы бедности сельского населения, а это 39 млн. россиян. С
1989 г. за 13 лет в России было официально упразднено 11 тыс. поселений,
еще в 13 тыс. деревень и поселков сейчас никто не живет; свыше 40
тыс. поселков – без связи. Мелкие деревни (11–50 человек) вообще
обречены.
За 2001–2003 гг. доля населения с доходом ниже прожиточного
минимума снизилась по стране на 8,5%, достигнув 20,4%. Но и это
очень много, поэтому президент РФ поставил задачу снизить эту долю
до 10%, то есть до уровня развитых стран. Напомним работу Парето
– Cours d’economic politique, 1897 г., в который было установлено,
что для устойчивого и оптимально эволюционирующего общества 10%
наиболее богатых (первый дециль) должны быть лишь в 10 раз богаче
10% самых бедных. Соотношение 10:1 – ценологическая, скажем так,
константа, которая не выдерживалась планом ГОЭЛРО все 80 лет при
сооружении генерирующих мощностей.
Ценозы: «крупное – мелкое»
Итак, электрификация страны не состоялась. Госплан
СССР не смог координировать выпуск 24 млн. видов самых различных
изделий, реализовать проектную продукцию 1800 институтов.
Неэлектрифицированность глубинки делает ее безлюдной
– это глубинка без будущего; а без глубинки, без электрифицированного
освоения территории нет будущего и у всей России. Системные ЛЭП
110–750 кВ, действующие и создаваемые Федеральной сетевой компанией,
не обеспечат полной электрификации, в том числе и из-за проблем
последующей трансформации и распределения. Гигант электроэнергетики
решает вопросы электроснабжения гигантов, оставляя без электричества
отдельные отдаленные хозяйства, бывшие леспромхозы и колхозы.
Прежде чем обратиться к предложениям по стратегии
существования и развития России, рассмотрим вкратце ценологические
представления и те фундаментальные законы, в рамках которых и функционирует
наше (и любое другое) общество. Для целей управления из окружающего
мира выделим сообщество (ценоз, cenosic) и определим образующие
его элементы – единицы/штуки/особи. Будем исследовать структуру
ценозов, опираясь на видовой и ранговый Н-анализ (используя гиперболические
Н-распределения). Примеры. Российская Федерация – сообщество регионов,
каждый из которых характеризуется параметром: площадью, населением,
электропотреблением и др.; город как ценоз представим школами, больницами,
автотранспортом. Отрасль (регион) – сообщество предприятий, ценологически
описываемых объемом производства, удельными расходами ресурсов («большая
энергетика» – турбинами электростанций; металлургия – составом прокатных
станов). Завод – сообщество изделий разных семейств, в частности
электродвигателей. Квартира – ценоз вещей.
Теоретически доказано и статистически подтверждено,
что структура ценоза, описываемая видовым Н-распределением, характеризуется
тем, что 40–60% всех видов, входящих в ценоз, относится к уникальным,
редким. Они образуют так называемую ноеву касту – своеобразную группу,
численность входящих в которую штук-особей не превышает 5–10% общего
числа единиц ценоза. Другая критическая область – саранчёвая каста,
образованная стандартными, массовыми, ординарными особями, которых
40–60% от общего количества, но от числа видов ценоза это лишь 5–10%.
Для рангового Н-распределения по параметру 10% объектов-единиц
(первый дециль) должны располагать большим в 10 раз ресурсом, чем
последние 10% (десятый дециль). Эти ценологические представления
опираются на фундаментальные представления третьей научной картины
мира и положены нами в основу дальнейшего.
От ГОЭЛРО – к ГОРЭЛ
Возвращаясь к электрификации, напомним, что Федеральный
закон «Об электроэнергетике» определил понятия «субъект электроэнергетики»
и «потребитель электрической энергии». Но в законе отсутствует классификация
потребителей, их всех уравняли. И это – основной недостаток закона.
Однако фактически потребители существенно различаются и социально,
и технически. Из 50 млн. абонентов 90% питается от сети 0,4 кВ (на
низком напряжении); 9% – от трансформаторов 10(6)/0,4 кВ; 0,9% –
от собственных распределительных подстанций 6–10 кВ; наконец, 0,1%
– крупные потребители, питающиеся на напряжении 35–330 кВ и контактирующие
непосредственно с АО-энерго, федеральными и региональными сетевыми
компаниями, сетевым оператором.
Обычно при расчетах стоимость 1 кВт генерирующей мощности
принимают равной 1000 долл. США. И если для строящегося элитного
коттеджа с трансформатором 10/0,4 кВ, для алюминиевого гиганта эта
цена приемлема, то для начинающего малый бизнес предприятия с нагрузкой
10–20 кВт заплатить 20 тыс. долларов проблематично. И уж совсем
это неприемлемо для пенсионерки, переселившейся в деревню и заявившей
5 кВт, или для поселения глубинки в целом, где возросла потребность
в электрической энергии.
Постановление правительства № 861 о правилах доступа
потребителей электрической энергии к услугам субъектов электроэнергетики
не установило положение, очевидное для всего мира: электроснабжающая
организация должна за свой счет строить подстанции и сети, включая
установку счетчика, чтобы обеспечить электроэнергией в объеме, требуемом
потребителю, на границе раздела, устанавливаемой, как правило, на
территории потребителя.
Закон «Об электроэнергетике» снял запрет на строительство
потребителями собственных источников электрической и тепловой энергии,
для обеспечения собственной же потребности. Это дает возможность
наряду с традиционным топливом использовать собственные возобновляемые
источники энергии и ведет к изменению концепции электрификации,
решая проблемы энергоснабжения городов до 10–30 тыс. жителей и огромного
количества небольших предприятий. Эти электростанции в сочетании
с источниками, работающими на ветре, энергии малых рек, солнечной
энергии, геотермальной энергии, биотопливе и различных вторичных
ресурсах в глубинке и мегаполисах, единичной мощностью в единицы,
десятки, максимум сотни киловатт действительно могут изменить подход
к электрообеспечению.
Упрощенно говоря, теперь появляется возможность по
каждому региону (и России в целом) обеспечить ценологическое соотношение
мощностей. Если решено построить (или уже существует) генератор
1 млн. кВт, то должно быть 10 генераторов по 100 тыс. кВт, 100 шт.
по 10 тыс. кВт и так, вероятно, до 1 млн. источников по 1 кВт каждый.
То есть должно быть выстроено ценологическое соотношение «крупное–мелкое»
в сооружении генерирующих мощностей потребителей и в развитии энергоснабжающих
организаций на основе распределенных сетей потребителей. Создаются
объективные условия для разработки и утверждения на высшем уровне
законодательной и исполнительной власти Государственного плана рыночной
электрификации России (ГОРЭЛ).
План должен регулируемую государством в своей основе
рыночную реструктуризацию электроэнергетики дополнить программой
обеспечения электроэнергией всей территории (всего отдаленного жилья
и мелкого производства), структурной перестройкой генерирующих мощностей
крупных городов, включая такой мегаполис, как Москва.
Применительно к регионам (областям) задача разбивается
на две относительно независимые. 1) Обеспечение тепловой и электрической
энергией городов и крупных (средних и мелких) промышленных и иных
объектов. Здесь прежде всего необходимы ревизия всех источников
энергии (электростанций и котельных), а затем ценологический анализ,
что нужно для энергетической самодостаточности. 2) Что делать с
глубинкой? Здесь мы говорим не столько о промышленных мелких предприятиях,
имеющих собственную трансформацию электроэнергии 10(6)/0,4 кВ, и
мини-предприятиях, питающихся на напряжении 0,4 кВ, сколько о сельскохозяйственном
производстве и быте глубинки. Товарное сельхозпроизводство предполагает
наличие земли и электричества. Птичий и иной молодняк быстро гибнет
на холоде; товарность дают 10–20 голов, а семьей вручную можно поднять
одну-две коровы, но уж больше – проблема; теплицы требуются соответствующих
выращиваемой культуре размеров.
Но главная цель – сохранение российской глубинки,
блокирование оттока молодежи. Это возможно: современные высокие
технологии позволяют (при надежном электроснабжении) донести через
мобильную связь и интернет весь информационный мир в любую точку
глубинки. Дистанционное обучение, гарантия получения любого образования
(не покидая Родину), возможность пользоваться фондами библиотек,
быть в курсе культурных и иных событий, чувствовать себя полноправным
гражданином России – вот действительный национальный проект, опирающийся
на электрификацию.
Если говорить об электроснабжении отдаленных поселений,
то должны быть экономически оценены затраты на поддержание (строительство,
модификацию) сетей энергоснабжающей организации и строительства,
скажем, ветряка. Для отдельного хозяйства их должно быть три – единичной
мощностью 5–20 кВт (возможна замена ветряка на биогаз или электростанцию
на речушке). Во всех случаях речь идет о лизинге. Заметим, что к
середине века в Европе и США альтернативные источники будут давать
больше электричества, чем атомные и углеводородные станции.
Хронический энергогигантизм
Фактически же в стране продолжается строительство
гигантов электроэнергетики. Характерный пример – Калининградская
область. Там широко рекламировалось сооружение ветропарка: одна
ветро-энергетическая установка (ВЭУ) мощностью 600 кВт и 20 ВЭУ
по 225 кВт каждая. Но вопреки не только ценологической теории, но
и здравому инженерному смыслу, эти ветряки (21) были расставлены
не возле мелких поселений региона, а сосредоточены в одном месте,
чтобы повысить напряжение до 15 кВ, а затем распределять мощность
уже на напряжение 110 кВ.
Есть одна ключевая (упорно не решаемая в стране) проблема,
сводящаяся к следующему. Если гражданин РФ – житель глубинки – поставил
собственный ветряк на 5 кВт, а вдоль деревни протянута линия 380
В, то почему: 1) энергоснабжающая организация не дает разрешения
на подключение ветряка к сетям; 2) когда житель ложится спать, энергосистема
не покупает электроэнергию (хотя бы по себестоимости, чтобы продавать
ее затем по тарифу)? Пока практика однозначна: энергосистемы противятся
изо всех сил подключению подобных генерирующих мощностей. Здесь
настоятельно необходимо законодательное решение.
Подведем итоги. Есть возможность и необходимость разработать
новую программу электрификации России, которая по масштабам и важности
будет превосходить план ГОЭЛРО. Разработка такой программы даст
возможность по-новому подойти к инвестиционной политике, осуществляемой
в стране, к возможностям Стабилизационного фонда. Вложение средств
в ГОРЭЛ будет способствовать снижению инфляции (деньги не вбрасываются,
а обеспечивают выпуск разнообразного оборудования и создание инфраструктуры)
и в конечном итоге может явиться ключом к ускорению темпов развития
России и обеспечению ее энергетической безопасности.
|